ПРОФЕССОР РЫБОЧКИН И ЕГО ФОРМУЛА УСПЕХА
Курский государственный технический университет

В творческом активе доктора технических наук, профессора кафедры конструирования и технологии электронно-вычислительных систем Курского технического университета Анатолия РЫБОЧКИНА 55 авторских свидетельств и патентов на изобретения, 44 из которых связаны с пчеловодством. В научных кругах он широко известен как разработчик уникальных электронных приборов для автоматизированного содержания пчелосемей. Он «Инженер года-2006», лауреат золотой медали, обладатель золотой и серебряной медалей ВДНХ и дипломов многочисленных конкурсов и выставок.

Личность ученого-изобретателя — это не только талант и определенный склад ума. По мнению Анатолия Федоровича, умение четко ставить цель и добиваться результата - одно из необходимых условий научно-исследовательской работы. И как доказательство - его собственный жизненный опыт. О таких людях говорят: свою судьбу сделал сам. Никакого «стартового капитала» не было, разве что трудолюбие и самостоятельность, привитые в семье.

- Детство мое прошло в деревне Николаевка Медвенского района, - рассказывает Анатолий Федорович, - Отец умер рано, и мама одна воспитывала нас троих. А еще нужно было закончить строительство дома, которое  начал отец. Выручало молоко — мать возила его на продажу в город. После окончания четвертого класса  ходил в школу в соседнее село, за три километра, а  после окончания восьми классов ездил на автобусе в Медвенку - средняя школа находилась в райцентре в 15 километров от деревни.

Учительница математики Надежда Анатольевна Свержбинская сразу приметила способного ученика, который все задачи в учебнике решал с опережением, не дожидаясь объяснения. Знакомство со школьным курсом физики привело к увлечению радиотехникой. 

-Когда мне купили учебник физики для 8 класса, я увидел приложение со схемой детекторного радиоприемника. Очень захотелось собрать его самому. Желание это окрепло, когда у знакомого парня Ивана Мигунова  однажды увидел самодельный приемник. Иван учился уже в монтажном техникуме. Школу окончил на «отлично», увлекался радиолюбительством. Он сказал, что я тоже смогу собрать такой. Дело стало за радиодеталями. Начал собирать деньги. У матери просить не решился, знал, что ей и так трудно. Экономил по 5 копеек на кино... Друг детства Вася Гуляев помог — выиграл «в ямочку» (была такая игра на деньги у подростков) и занял мне недостающую сумму.

А вскоре над новым домом была установлена мачта — все было сделано как положено - антенна, заземление… Первая цель была достигнута. А затем появилась следующая — собрать более сложный, транзисторный радиоприемник. Схемы изучал самостоятельно. Случалось, после занятий, опоздав на автобус, сидел в Медвенской библиотеке над журналом «Радио», дожидаясь вечернего рейса.

Наконец, заказал через «Посылторг» детали, - деньги заработал сам, на каникулах пас телят. Приемник получился размером с мыльницу, его можно было носить в кармане. В магазине в то время такой стоил «бешеных денег». Однажды произошел казус — приемник случайно включился во время урока...

После окончания школы председатель колхоза предложил Анатолию направление на курсы трактористов, но юноша решил пойти на завод, поближе к радиотехнике. В Курске остановился у тети и пошел устраиваться на «Маяк».  Здесь случайно узнал о том, что идет набор в радиоклуб ДОСААФ.  За обучение требовалось заплатить 120 рублей. Принимали 30 человек, а желающих было 90. Но конкурс он выдержал. На вступительном экзамене показал знание схемы устройства телевизора, после чего вопросов больше не последовало.

Обучение длилось год. В свободное время подрабатывал, чтобы оплачивать  учебу в радиоклубе— красил ящики на заводе «Аккумулятор». С оценкой «отлично» обучение закончили два человека, и одним из них был Рыбочкин. Теперь он имел специальность радиотелемастера 4 разряда.  Его приняли в телеателье. Работа нравилась, но и здесь случались трудности. Попался однажды телевизор  новой по тем временам конструкции, с которой раньше не приходилось сталкиваться. Пришлось немало повозиться, включая и нерабочее время, прежде чем нашел и исправил поломку.

Следующим этапом становления характера стала армия. Медкомиссия рекомендовала худощавого парня в очках в стройбат, но вмешался военком, и Рыбочкин попал в авиационные войска. После 6-месячной подготовки в Азербайджане его направили в Ростов-на-Дону авиамехаником.

-Вернулся я в то же телеателье, и вскоре начал подумывать о поступлении в политехнический институт на факультет электронно-вычислительной техники. Составил жесткую программу подготовки — и начал ее выполнять. Некоторые ребята, поступавшие после армии, надевали на экзамены военную форму, чтобы вызвать снисхождение приемной комиссии. Я не стал этого делать. Отвечать пошел первым. Экзамен по математике сдал на «отлично». Во время экзамена одна из членов комиссии спросила: «Вы что, в математической школе учились?»...

И начались незабываемые студенческие годы. На фотографиях тех лет запечатлены и учеба, и практика, и работа в стройотряде, и веселые студенческие вечеринки в общежитии... Но на первом месте всегда была научная работа. Ею Анатолий Федорович начал заниматься со второго курса. Первым опытом стала антенна из четырех парабол размером 6х4х3 метра, которая позволяла принимать телепередачи  из других городов. Ректор разрешил установить ее на здании нового корпуса института при условии, что не придется долбить крышу...

Затем неугомонный студент увлекся разработкой устройства отображения для настройки миниатюрных диагностических приборов, необходимых в медицине, добился немалых успехов и получил первое авторское свидетельство №634319.  Но от предложения остаться на кафедре после окончания института пришлось отказаться, так как возникла проблема с жильем.

Узнав, что молодым специалистам дают общежитие на «Счетмаше», пришел сюда, в отдел кассовых аппаратов. После телевизоров кассовые аппараты не воспринимались серьезно, однако, когда предложили сконструировать для них усовершенствованный блок питания, увлекся работой.

Вскоре Анатолия Рыбочкина избрали председателем совета молодых специалистов. Сначала он занимался  разработкой телевизионных игр, затем перешел в цех общей сборки, в сектор новых внедряемых разработок, но самым интересным был период, когда запустили в производство  первые ЭВМ нового поколения. Стендовое оборудование было громоздким и с трудом обнаруживало дефекты. И тогда Рыбочкин на основе своих студенческих разработок сконструировал маленький прибор для тестирования блоков отображения, заменяющий огромный стенд.

В производство сразу же запустили десять таких приборов. Экономический эффект составил большие по тем временам деньги - 47 тысяч рублей. Новшеством заинтересовались иностранцы - вскоре изделие стали поставлять в Чехословакию. В среднем у Анатолия Федоровича было по три изобретения в год. А в 1986 году  своими руками собрал первый компьютер.

О применении компьютерных технологий в пчеловодстве он впервые серьезно  задумался, когда поехал в отпуск в родные места.

-Однажды в Курске зашел я в магазин «Пчеловодство», почувствовал запах меда, тут же купил книгу о пчелах. А когда прочитал, решение всерьез заняться пчелами пришло само собой, так как устройство жизнедеятельности пчел напоминало сложную электронику. К тому же, оказалось, что и дед мой по материнской линии занимался пчеловодством… Когда впервые пришел на пасеку к знакомому молодому пчеловоду Алексею Тарасову, сразу стал думать, что бы  здесь изобрести. На мысль об автоматизации управления пчелиными семьями натолкнула книга Евгения Еськова. Позже, от командировочного, приехавшего из Рязани по поводу внедрения разработок  в пчеловодстве, узнал, что Евгений Константинович - наш земляк, в Курске у него родственники. Благодарен судьбе, что она свела меня с этим человеком.

Первая статья об автоматизированной системе контроля и управления пчелами появилась в журнале «Изобретатель и рационализатор» №5 в августе 1990 года.  Называлась она «Уход за пчелами по телефону».  Речь в ней шла о датчике, который помещается в улей и передает информацию о состоянии пчелосемьи круглый год.

А вскоре Рыбочкина зачислили в аспирантуру, которая открылась в вузе с приходом нового проректора по науке Ивана Захарова. Тема его кандидатской диссертации: «Контроль и управление жизнедеятельностью пчелиных семей».  Понадобилось для «кандидатского минимума» и знания иностранного языка. Вот когда пригодился немецкий, который Анатолий Федорович выучил самостоятельно, еще работая на заводе. Поставил цель: заучивать ежедневно 30-50 слов - и добился словарного запаса примерно в 3000.

Защитился он 30 июня - в день рождения, предварительно получив отзыв ведущей организации в Ленинградском электротехническом институте. Было это в 1994 году. А в 2004-м Анатолий Федорович, по совету академика Еськова,  защитил докторскую диссертацию (сразу по двум специальностям) на базе Российского государственного аграрно-зоотехнического университета в подмосковной Балашихе.

В числе его изобретений – приборы для анализа состояния пчелосемей по акустическому шуму, стимулирования медосбора, определения количества меда без весов, подавления роевой активности, ликвидации болезней пчел, оборудование для электроподогрева и регулирования микроклимата в ульях. Сегодня пчеловод нажатием кнопки может получить на экране компьютера всю информацию о состоянии пчелосемей.  Интересно, что прибор, предназначенный для пчел, можно использовать и для анализа пульсограммы человека. Это открывает новые возможности в биомедицине.

Все эти приборы пользуются большим спросом у пчеловодов. Однако наладить их массовое производство трудно.- заводы лихорадит, а создание малого предприятия сегодня  большая проблема…

Анатолий Федорович – автор пяти книг. В курс лекций «Введение в вычислительную технику» он ввел сначала две лекции об автоматизированных системах  в пчеловодстве, а потом добавил еще одну, поскольку «пчелиная» тема вызвала интерес у студентов. Многие из них всерьез взялись за  разработку электронных устройств и систем для пчеловодов. А значит, дело профессора Рыбочкина получит дальнейшее развитие. Тем более что идет речь о создании при кафедре аспирантуры.

И еще одна тема – космическая - привлекает сегодня студентов кафедры, на которой он работает и которая первая в вузе выиграла тендер для разработки этой темы. Ребята периодически выходят на связь с МКС, регулярно посещают ракетно-космическую корпорацию «Энергия». Совместно с космонавтами работают над созданием малых космических исследовательских спутников, с помощью которых планируется получать информацию о составе космического пространства. Кстати, не исключено, что кто-то из нынешних студентов попадет в школу космонавтов…

Жизненный идеал профессора Рыбочкина – Николо Тесла, «отец» энергетики ХХ века, создатель искусственных молний, экспериментирующий с электричеством.

-Его опыты с электрической энергией поражают воображение, но еще больший интерес вызывает личность ученого,  Если бы мне пришлось раньше познакомиться с его биографией, я бы достиг гораздо большего…

Курск. Городские Известия  №96  11  августа 2009 года, вторник

Тамара КРАВЕЦ.


[ Главная ]  [ Обратная связь ]  [ Новости